В НовГУ рассказали, как СССР повлиял на развитие образования в Северной Корее
16 июня 2025, 18:10 496
В период с 1945 по 1949 года благодаря помощи Советского Союза в Северной Корее наладилась система образования, увеличилось число университетов, профессорско-преподавательского состава и студентов, получающих образование. Также в стране поменялось отношение к русскому языку: если раньше знание русского воспринималась как симпатия к коммунизму, то позже он стал важным для корейцев, в частности, в сфере преподавания. Об этом рассказал аспирант Санкт-Петербургского филиала Института истории естествознания и техники имени Вавилова РАН Егор Артемьев. Статья опубликована в журнале «Учёные записки Новгородского государственного университета».
В Северной Корее на момент освобождения страны ситуация в сфере образования складывалась крайне тяжелая. Критически не хватало квалифицированных кадров. Сразу после освобождения страны во всей Корее было около 200 научно-технических специалистов, имеющих высшее образование. В 1946 году численность технических специалистов и квалифицированных рабочих в Северной Корее не превышала 500 и 3000 человек соответственно, из них большинство имели образование не выше средней школы.
— Причины столь серьезного недостатка квалифицированных научно-технических кадров кроются в диспропорциях системы образования, выстроенной японскими властями в Корее в колониальные годы, — отметил учёный. — Особое внимание в образовательном процессе уделялось тем навыкам, которые бы позволили корейцам успешно справляться с функцией малоквалифицированной рабочей силы. Практически не преподавались ни считавшиеся более престижными гуманитарные дисциплины, ни технические предметы – на сколько-нибудь продвинутом уровне. Сама по себе образовательная система имела дискриминационный характер – японские студенты имели больше возможностей получить качественное образование, чем корейские. К 1945 году неграмотность населения достигла 40 %. На всю Северную Корею было 1199 начальных и 36 средних школ. Единственное высшее учебное заведение — Кёнсонский императорский университет, ныне Сеульский.
1 октября 1946 года был открыт Университет имени Ким Ир Сена, который является отправной точкой в развитии северокорейского высшего образования. Университет первоначально состоял из 7 факультетов – инженерного, сельскохозяйственного, медицинского, гуманитарного, физико-математического, железнодорожного, юридического. Для обучения было набрано 1610 студентов. С момента основания Университет имени Ким Ир Сена и северокорейская образовательная система в целом испытывали сильнейшее влияние Советского Союза.
— Об этом, например, свидетельствует выпущенное в 1956 году издание, посвященное десятилетию Университета имени Ким Ир Сена, где прямо говорится о том, что университет возник при непосредственной поддержке советской армии и советского народа, развивался благодаря широкомасштабным обменам и помощи со стороны братских Советского Союза и Китая, а предоставленные через главный штаб советских войск учебные программы советских университетов, учебные пособия и материалы стали для учебного заведения «колоссальной помощью», — сказал учёный. — Еще одним подтверждением данного тезиса могут служить данные публикаций в различных журналах, издаваемых в 1950-е года северокорейскими научно-техническими организациями, где высоко оценивался уровень развития науки и технологий в СССР и рассказывалось о том, как Советский Союз стал ведущей научной державой.
18 февраля 1948 года Министерство высшего образования СССР подготовило постановление о помощи Северной Корее в области образования и научных исследований. В рамках реализации этого постановления в 1948 году северокорейским университетам было выделено 1,5 миллиона рублей, предоставлено лабораторное оборудование и транспорт. Кроме того, в северокорейские университеты были направлены 31 профессор и 11 переводчиков по 23 специальностям.
— В рамках состоявшихся также в ходе данного визита переговоров с советским руководством Ким Ир Сен озвучил Иосифу Сталину ряд просьб, касающихся расширения взаимодействия в сферах науки и образования, как отправка советских ученых в северокорейские университеты для чтения лекций, прием на обучение в СССР северокорейских студентов, а также прохождение северокорейскими специалистами стажировок в Советском Союзе, предоставление Северной Корее советских учебных программ и материалов, расширение обмена в области культуры и искусства, — пояснил автор. — Советские ученые читали лекции по таким предметам, как марксизм-ленинизм, диалектический материализм, русский язык, мировая история, политическая экономия, география, химия, биология, физика, математика и другие.
Также было принято постановление Совета Министров СССР, согласно которому в вузы Советского Союза было разрешено принять 300 граждан Северной Кореи. 299 приехавших северокорейских студентов распределили по 11 городам. Самые большие группы находились в Свердловске — 145 человек, Томске — 87 человек, Иркутске — 20 человек. Остальные студенты были распределены в Москву, Ленинград, Казань, Одессу, Киев, Ташкент, Алма-Ату, Днепропетровск.
В июне 1948 году было подписано соглашение, на основании которого Министерством высшего образования СССР предоставлялась ежегодная квота для обучения студентов из Северной Кореи: 120 мест для студентов и 20 мест для аспирантов. К 1950 году число северокорейских студентов и аспирантов в вузах СССР достигло 702 человек.
Русский язык до 1945 года в Корее практически не изучался, так как интерес к нему мог восприниматься как возможное проявление симпатий к коммунистическим идеям, что вызывало подозрение. С учетом того, что теперь в составлении образовательных программ активно участвовали советники из СССР, учебная литература поставлялись Советским Союзом, а специалисты и студенты из Северной Кореи стажировались и проходили обучение в советских учебных заведениях, владение русским языком для северокорейцев тех лет действительно было крайне важным.
С 1947 голу в технических училищах Северной Кореи все занятия по изучению английского языка были заменены русским. В феврале 1948 года В Северную Корею было направлено почти 100 преподавателей русского языка, которые начали работу в вузах Пхеньяна. По данным северокорейских источников, если в 1947 года доля преподавателей в Университете имени Ким Ир Сена, которые вели занятия при помощи пособий на русском языке, составляла 30 %, то к 1949 году она выросла до 90 %.
— В числе отличительных черт советской системы образования, которые были перенесены на корейскую почву, можно упомянуть кружки, организованные в университетах и профессионально-технических училищах Северной Кореи, — рассказал учёный. — В каждом учреждении высшего образования были объединения, посвящённые литературе, искусству, спорту и другие. Даже само слово «кружок» в Северной Корее было заимствованием из русского языка и произносится как «кхырусёкхы».
За 5 лет, которые прошли с момента освобождения Корейского полуострова от японского колониализма, благодаря сотрудничеству с Советским Союзом к 1949 году в КНДР было уже 15 полноценных высших учебных заведений, 3 вечерних института и 5 заочных институтов, где в общей сложности обучались более 18 тысяч студентов. В 69 профессиональных технических училищах обучалось 40 тысяч студентов, а еще 20 тысяч получали образование заочно или без отрыва от производства.
В Северной Корее на момент освобождения страны ситуация в сфере образования складывалась крайне тяжелая. Критически не хватало квалифицированных кадров. Сразу после освобождения страны во всей Корее было около 200 научно-технических специалистов, имеющих высшее образование. В 1946 году численность технических специалистов и квалифицированных рабочих в Северной Корее не превышала 500 и 3000 человек соответственно, из них большинство имели образование не выше средней школы.
— Причины столь серьезного недостатка квалифицированных научно-технических кадров кроются в диспропорциях системы образования, выстроенной японскими властями в Корее в колониальные годы, — отметил учёный. — Особое внимание в образовательном процессе уделялось тем навыкам, которые бы позволили корейцам успешно справляться с функцией малоквалифицированной рабочей силы. Практически не преподавались ни считавшиеся более престижными гуманитарные дисциплины, ни технические предметы – на сколько-нибудь продвинутом уровне. Сама по себе образовательная система имела дискриминационный характер – японские студенты имели больше возможностей получить качественное образование, чем корейские. К 1945 году неграмотность населения достигла 40 %. На всю Северную Корею было 1199 начальных и 36 средних школ. Единственное высшее учебное заведение — Кёнсонский императорский университет, ныне Сеульский.
1 октября 1946 года был открыт Университет имени Ким Ир Сена, который является отправной точкой в развитии северокорейского высшего образования. Университет первоначально состоял из 7 факультетов – инженерного, сельскохозяйственного, медицинского, гуманитарного, физико-математического, железнодорожного, юридического. Для обучения было набрано 1610 студентов. С момента основания Университет имени Ким Ир Сена и северокорейская образовательная система в целом испытывали сильнейшее влияние Советского Союза.
— Об этом, например, свидетельствует выпущенное в 1956 году издание, посвященное десятилетию Университета имени Ким Ир Сена, где прямо говорится о том, что университет возник при непосредственной поддержке советской армии и советского народа, развивался благодаря широкомасштабным обменам и помощи со стороны братских Советского Союза и Китая, а предоставленные через главный штаб советских войск учебные программы советских университетов, учебные пособия и материалы стали для учебного заведения «колоссальной помощью», — сказал учёный. — Еще одним подтверждением данного тезиса могут служить данные публикаций в различных журналах, издаваемых в 1950-е года северокорейскими научно-техническими организациями, где высоко оценивался уровень развития науки и технологий в СССР и рассказывалось о том, как Советский Союз стал ведущей научной державой.
18 февраля 1948 года Министерство высшего образования СССР подготовило постановление о помощи Северной Корее в области образования и научных исследований. В рамках реализации этого постановления в 1948 году северокорейским университетам было выделено 1,5 миллиона рублей, предоставлено лабораторное оборудование и транспорт. Кроме того, в северокорейские университеты были направлены 31 профессор и 11 переводчиков по 23 специальностям.
— В рамках состоявшихся также в ходе данного визита переговоров с советским руководством Ким Ир Сен озвучил Иосифу Сталину ряд просьб, касающихся расширения взаимодействия в сферах науки и образования, как отправка советских ученых в северокорейские университеты для чтения лекций, прием на обучение в СССР северокорейских студентов, а также прохождение северокорейскими специалистами стажировок в Советском Союзе, предоставление Северной Корее советских учебных программ и материалов, расширение обмена в области культуры и искусства, — пояснил автор. — Советские ученые читали лекции по таким предметам, как марксизм-ленинизм, диалектический материализм, русский язык, мировая история, политическая экономия, география, химия, биология, физика, математика и другие.
Также было принято постановление Совета Министров СССР, согласно которому в вузы Советского Союза было разрешено принять 300 граждан Северной Кореи. 299 приехавших северокорейских студентов распределили по 11 городам. Самые большие группы находились в Свердловске — 145 человек, Томске — 87 человек, Иркутске — 20 человек. Остальные студенты были распределены в Москву, Ленинград, Казань, Одессу, Киев, Ташкент, Алма-Ату, Днепропетровск.
В июне 1948 году было подписано соглашение, на основании которого Министерством высшего образования СССР предоставлялась ежегодная квота для обучения студентов из Северной Кореи: 120 мест для студентов и 20 мест для аспирантов. К 1950 году число северокорейских студентов и аспирантов в вузах СССР достигло 702 человек.
Русский язык до 1945 года в Корее практически не изучался, так как интерес к нему мог восприниматься как возможное проявление симпатий к коммунистическим идеям, что вызывало подозрение. С учетом того, что теперь в составлении образовательных программ активно участвовали советники из СССР, учебная литература поставлялись Советским Союзом, а специалисты и студенты из Северной Кореи стажировались и проходили обучение в советских учебных заведениях, владение русским языком для северокорейцев тех лет действительно было крайне важным.
С 1947 голу в технических училищах Северной Кореи все занятия по изучению английского языка были заменены русским. В феврале 1948 года В Северную Корею было направлено почти 100 преподавателей русского языка, которые начали работу в вузах Пхеньяна. По данным северокорейских источников, если в 1947 года доля преподавателей в Университете имени Ким Ир Сена, которые вели занятия при помощи пособий на русском языке, составляла 30 %, то к 1949 году она выросла до 90 %.
— В числе отличительных черт советской системы образования, которые были перенесены на корейскую почву, можно упомянуть кружки, организованные в университетах и профессионально-технических училищах Северной Кореи, — рассказал учёный. — В каждом учреждении высшего образования были объединения, посвящённые литературе, искусству, спорту и другие. Даже само слово «кружок» в Северной Корее было заимствованием из русского языка и произносится как «кхырусёкхы».
За 5 лет, которые прошли с момента освобождения Корейского полуострова от японского колониализма, благодаря сотрудничеству с Советским Союзом к 1949 году в КНДР было уже 15 полноценных высших учебных заведений, 3 вечерних института и 5 заочных институтов, где в общей сложности обучались более 18 тысяч студентов. В 69 профессиональных технических училищах обучалось 40 тысяч студентов, а еще 20 тысяч получали образование заочно или без отрыва от производства.
Рубрика: