В НовГУ рассказали, почему нейросети ещё не научились писать пьесы
29 апреля 2025, 10:27 1205
Первые попытки автоматизации постановки без непосредственного участия человека появились ещё в Древней Греции благодаря математику и механику Герону Александрийскому. Учёный является создателем первых кукольных театров, чьи сюжеты представлений были основаны на мифологии, как, к примеру, церемония праздника Диониса или возвращение победителей Трои. Театр был полностью механический, декорации и куклы передвигались по заданному алгоритму. Древние греки называли эти изобретения «автоматами».
— Людям подобные изобретения казались гениальными, но все они были основаны на простых законах физики, связанных с гравитацией, пневматикой, гидравликой, — пояснил спикер. — Ещё одно из изобретений — первый шахматный автомат Вольфганга фон Кемпелена, созданный в XVIII веке. Он представлял собой восковую фигуру человека в полный рост с шахматным столом, внутри которого находился механизм управления куклой. Автомат очень хорошо играл в шахматы, есть даже истории, как он мог обыгрывать в партиях Наполеона Бонапарта. В то время нельзя было создать полностью автоматизированный шахматный автомат, и поэтому под столом всегда находился человек, который видел все позиции фигур за счёт специальной системы зеркал. Управление «руками» также контролировалось обзором из зеркал. Ещё одно удивительное изобретение — «пишущий мальчик» Пьера Жаке-Дро. Это был программируемый андроид, который мог выводить гусиным пером любую фразу до 40 букв на французском языке. Он поворачивал голову к чернильнице, макал в неё гусиное перо, встряхивал его, чтобы предотвратить кляксы. Глаза автомата были способны двигаться вслед за пишущим текстом.
Как сообщил эксперт, сейчас положение искусственного интеллекта в театральном искусстве неоднозначное. По его словам, нейросети отлично подходят для создания изображений и моделей декораций, но ещё не способны без перебоев отвечать за световое и звуковое сопровождение постановок. Также проводились эксперименты с написанием пьес искусственным интеллектом, в результате чего выявились существенные недостатки в работе нейросетей над этой задачей.
— Искусственный интеллект ещё не способен правильно соблюдать правила драматургии и писать произведения без грубых ошибок, — сказал спикер. — В 2021 году чешский драматург Дэвид Кошняк попросил нейронную сеть Chat GPT-2 написать пьесу, но ИИ, по его мнению, не справился с задачей. Пол персонажа менялся без объяснений: в начале он был парнем, к середине произведения стал девушкой. Герой забывал опыт и ситуации, которые с ним происходили, что противоречит законам драматургии. Что касается сопровождения искусственным интеллектом театральных постановок, то он не учитывает человеческий фактор: для смены музыки и света нужно произношение определённых реплик. Человек может не так произнести фразу, встать немного не в ту позицию, как обозначена в программе, из-за чего нейронная сеть не отреагирует на происходящее на сцене. Что касается визуализации декораций, то с этим программы справляются прекрасно, — всё зависит от правильности отправляемого промта. Можно даже распечатывать декорации, созданные нейросетью, на 3D-принтере, и использовать их на большом количестве постановок.
XVIII Международный театральный фестиваль «Царь-Сказка» продлится до 29 апреля. Проект «Лекторий» проходит на площадке Гуманитарного института НовГУ.
Рубрика: