В журнале НовГУ рассказали, как отличаются герои «Властелина колец» в книгах и фильмах
10 января 2025, 16:03 868
Статья посвящена анализу специфики жанра фэнтези и его места в массовой культуре.
— Одним из самых ранних прототипов произведений фэнтезийного жанра можно считать средневековый роман, — отметили авторы. — Именно он, органично вобрав в себя существующие языческие мифы и легенды, стал одной из основ будущего жанра фэнтези. Однако официальное рождение самого жанра принято отсчитывать с лекции писателя и профессора Оксфордского университета Джона Толкина, прочитанной им 8 марта 1939 года. Он определил фэнтези, как вымысел, способность творить альтернативную реальность. К 1980-м годам фэнтези-литература стала самой продаваемой среди направлений фантастической литературы. Отдельно обосновался поджанр «городского» фэнтези, обретший популярность с выходом серии романов Джоан Роулинг о Гарри Поттере.
Помимо этого, авторы статьи проанализировали, какими чертами наделил вымышленные расы Джон Толкин, и как их интерпретировал режиссёр Питер Джексон в фильмах «Властелин колец».
— В экранизации был визуализирован самый страшный образ толкиновской вселенной, закрепившийся, массово используемый и ставший практически нарицательным – орки, — пояснили исследователи. — Но сам Толкин вовсе не закладывал в них именно такой смысл. По замыслу автора, орки были невысокими, глупыми, довольно слабыми, боящимися солнечного света, подчиняющимися плетке и способными действовать лишь толпой. Самыми страшными, в том числе для обычных людей, были эльфы – бессмертные, вечно молодые, сильные и ловкие. Также отличается интерпретация образов хоббитов Фродо и Сэма в книгах и фильмах. В книгах они предстают как господин и слуга. Но в современной массовой культуре аудитория не поймет такого прочтения, и поэтому в экранизациях Фродо и Сэм показаны как лучшие друзья.
Также был проанализирован цикл произведений Джорджа Мартина «Песнь льда и пламени» и сериал-экранизация «Игра престолов». Оба произведения представляют развернутое, фэнтэзийно окрашенное исследование проблем власти, политических интриг и возможных последствий реализации властных амбиций. Кроме того, сериал помог массово популяризировать жанр фэнтези и привлечь к нему более широкую возрастную аудиторию.
— Одной из определяющих черт мира Джорджа Мартина является упор на историческую достоверность, — объяснили авторы. — Писатель опирался на реальные исторические события и культуры, чтобы создать мир не только сложным и правдоподобным, но одновременно фантастичным и реалистичным. Одна из ключевых отсылок в произведении — средневековая история Европы. Писатель говорил, что черпал вдохновение в исторических событиях войны Алой и Белой розы, которая произошла в Англии в конце XV века. «Игра престолов» в значительной мере подрывает традиционные фэнтезийные образы, избегая четких различий между героями и злодеями и изображая морально неоднозначных персонажей, бросающих вызов типичным жанровым условностям. И книги, и сериал освещают реальные проблемы войны, неравенства, коррупции, а потому служат отличной жанровой художественной иллюстрацией природы политики и общества.
Ознакомиться с номером журнала можно по ссылке.
Эту и другие новости читайте в официальном телеграм-канале Новгородского университета.
Рубрика: