Профессор НовГУ рассказала о «ловушках» в системе высшего образования РФ на форуме в Москве
20 ноября 2023, 14:43 2153
Профессора кафедры цифровой экономики и управления НовГУ Людмила Киркорова и Мария Киварина приняли участие в Шестом профессорском форуме «Наука и образование как основа развития России. Кадры для инновационной экономики» в Москве.
Также в форуме участвовали директор Юридического института, профессор кафедры права интеллектуальной собственности Сергей Фабричный и заведующий кафедрой начального, дошкольного образования и социального управления, профессор Роза Шерайзина.
Доклад Марии Кивариной на пленарном заседании был посвящен анализу «институциональных ловушек», как негативного явления, встречающегося в системе высшего образования РФ. По словам докладчика, они определяют неэффективную траекторию развития современного вуза. Автор проанализировала ловушки «массовости», «платности», «альтернативности», «нерезультативности» и «необразованности».
— Ловушка «массовости» объясняется тем, что сегодня многие россияне ошибочно считают получение высшего образование абсолютной нормой, — рассказала Мария Киварина. — Поэтому в вуз идут и после школы, и после колледжей, имея среднее профессиональное образование. В итоге мы имеем огромное число дипломированных специалистов и бакалавров, наводняющих и так перенасыщенный рынок труда. Люди с высшим образованием работают на тех должностях и в тех профессиях, где вполне было бы достаточного среднего общего или среднего специального образования. Последствиями проявления данной ловушки является, с одной стороны, высокая конкуренция на рынке образовательных услуг, где среди массы поступающих процент абитуриентов, нацеленных на получение глубоких академических знаний, зачастую мал. С другой стороны, образовательный процесс превращается в проект по получению «университетской корочки», сопровождающийся решением студентом задачи по минимизации усилий и затрат.
Форум прошел в трехдневном формате на площадках Общественной палаты РФ, Российской академии образования и вузов России. В рамках форума обсуждались ключевые вопросы развития высшего образования, молодежной политики, аттестации научных кадров. По результатам мероприятий будут сформированы и направлены в органы законодательной и исполнительной власти лучшие предложения по актуальным вопросам развития и поддержки науки и образования.
Ежегодно Профессорский форум собирает на своей площадке более 1500 участников.