Версия для слабовидящих

Ученый НовГУ: в XVIII веке неспособным ученикам новгородской высшей школы ставили оценку «туп»

Об оценке успеваемости учащихся в XVIII веке рассказал доцент кафедры всемирной истории и международных отношений НовГУ Николай Салоников. Одной из сфер научных интересов учёного является Новгородская архиерейская школа. Доцент НовГУ сообщил об ее образовательных традициях, преподаваемых дисциплинах и учениках. А также о проблеме статуса архиерейских школ.

— В отечественной историографии существует устоявшийся стереотип, что трансфер университетской западноевропейской образовательной модели в России – это, прежде всего, перенос формальных признаков университета: жалованные грамоты или указ об открытии университета, факультеты, присуждение ученых степеней и другие, — отметил Николай Салоников. — Во всей полноте ими обладал только Московский университет. Но для раннего этапа становления высшего образования в России необходимо учитывать не столько формальные признаки, сколько содержание учебного плана и преподаваемых дисциплин. С этой точки зрения Новгородская архиерейская школа была высшим учебным заведением. Здесь обучали грамматике церковнославянского языка, а не по традиционной модели – книгочтение. Преподавали также греческий и латинский языки. Но главное – преподавание дисциплин тривиума – семи свободных искусств. Это учебный план европейских высших школ: грамматика, риторика, диалектика.

По словам учёного НовГУ, в архиерейской школе можно было учиться достаточно долго. Прохождение программы было последовательным: начиная с Часослова, букваря и Псалтыри. Затем переходили к грамматике, изучению грамматики греческого, риторике, поэтике. На изучение грамматики церковно-славянского языка уходило полтора года, на изучение грамматики греческого – три года. Способные ученики изучали дисциплины быстрее.

— Например, Дометий Феофилактов, который затем стал иподиаконом Софийского собора, начальный курс прошел за несколько месяцев. Но также известно о случае, что ученик «сидит и твердит псалтырь уже год». В архиерейской школе ученикам, неспособным к наукам, давали оценку «туп». Они несколько лет могли изучать один и тот же предмет и не проявить никакого успеха. Впоследствии таких учеников отстраняли от школы. Они получали работу в архиерейском доме, несвязанную с интеллектуальным трудом – сторож, повар или низшие церковные должности – пономарь, чтец.

Архиерейская школа или школа братьев Лихудов была основана в 1706 году.