В НовГУ рассказали, почему патриарх Тихон не поддерживал ни «красных», ни «белых»
11 марта 2025, 11:11 480
Патриарх Тихон, в миру Василий Иванович Беллавин — первый Патриарх Московский и всея России после восстановления патриаршества в стране. Избрание Тихона происходило на Всероссийском поместном соборе в 1917 году, впервые организованный спустя 200 лет после церковной реформы Петра I. Профессор кафедры теологии НовГУ Борис Ковалёв рассказал, что избрание нового патриарха совпало с периодом гражданской войны, где и «красные», и «белые» строили свои планы на Православную церковь.
— Меньшевики постоянно демонстрировали патриарху своё благорасположение к церкви, в отличие от большевиков, которые хотели её разрушить, — пояснил Борис Ковалёв. — Было много попыток заявить, что Тихон поддерживал белое движение, в частности их руководителя Александра Колчака, а также попыток получить благословление для меньшевиков, но он отказывался. Патриарх понимал весь трагизм гражданской войны: для него церковь была ни «белой», ни «красной», а Русской Православной, которая не поддерживает ни одну из воюющих сторон. Большевики, в свою очередь, видели в Тихоне одного из самых страшных врагов для советской власти. В этот период истории он был изолирован в Донском монастыре под жесточайшим контролем органов государственной безопасности, на него дважды совершались покушения, а со временем он ослеп и стал периодически падать в обморок. В начале двадцатых годов во время неурожая и голода мирного населения в Поволжье большевики использовали патриарха для обращения к нью-йорскому и кентерберийскому архиепископам, чтобы Америка и Европа оказывали помощь в устранении голода. Но все полученные «красными» средства шли не на спасение людей, а на поддержку революции. После своей смерти на протяжении десятилетий патриарх Тихон подвергался сильной критике со стороны советской власти, но русская эмиграция имела к нему более тёплое отношение. Отношение к патриарху на территории России стало меняться после возрождения православия в конце 80-х годов XX века.
Как отмечает старший научный сотрудник Санкт-Петербургского института истории РАН Дмитрий Асташкин, смерть патриарха Тихона стала мировым событием, так как в начале XX века страны интересовались темой большевизма и противодействия ему. Многие страны негативно отнеслись к смерти главы российской церкви и подозревали в причастности к ней большевиков.
— Для стран Америки, Австралии и Великобритании церковные организации были тесно встроены в общественную жизнь, и могли даже влиять на выборы власти, — рассказал Дмитрий Асташкин. — Некоторые даже заранее пророчили смерть Тихону. Пример из австралийской газеты – смерть представителя Советского союза на территории Швейцарии от рук эмигрантов. После этого случая Советский союз оборвал все дипломатические отношения со Швейцарией, а в качестве мести за убийство советского представителя выдвигали версию о смерти патриарха в ближайшем будущем. Стоит отметить, что власть подозревала Тихона в связи с зарубежными организации и поддержкой монархии. Советская власть официально преподносила смерть патриарха как естественную, но прессы других стран говорили об отравлении главы церкви большевиками. Это тема актуальная для исторической и теологической науки, так как смерть патриарха Тихона практически не исследована.
Также в рамках круглого стола обсудили подробности избрания Тихона в качестве Патриарха на Всероссийском поместном соборе в 1917-1918 годах и другие темы.
Эту и другие новости читайте в официальном телеграм-канале Новгородского университета.
Рубрика: