В НовГУ рассказали о постепенном переходе телевидения в России в «нишевое»
19 марта 2024, 17:12 1569
Культурологи, философы, киноведы и социологи обсудили в НовГУ роль экранной культуры в обществе. В Антонове прошла всероссийская научная конференция «Экранная культура: теория и практика».
Доктор искусствоведения, заведующий сектором кино и телевидения Российского института истории искусств Виталий Познин рассказал о проблеме сегментации современной телеаудитории. По словам ученого, если в начале развития телевизионного вещания люди готовы была смотреть на телеэкране все подряд – в силу новизны нового средства массовой информации, то уже через несколько лет начинается расслоение зрительских интересов. С появлением же в последние десятилетия огромного количества каналов и программ дифференциация телеаудитории еще более усилилась. Для того чтобы быть востребованными, многие телевизионные компании принялись создавать программы в расчете на определенную категорию зрителей, с учетом их интересов и запросов, что повлекло за собой дальнейшую сегментацию телеаудитории по разным признакам. Базовыми параметрами здесь являются гендерный, возрастной и социальный.
— Наиболее важным при учете интересов телезрителей сегодня стал возрастной фактор, — рассказал Виталий Познин. — Основными телезрителями в наши дни являются представители старшего поколения. Аудитория же в возрасте от 18 до 34 лет предпочитает проводить свободно время в мировой сети и впоследствии вряд ли изменит свои привычки и предпочтения. Отдельно можно еще выделить дошкольную детскую аудиторию, для которой у нас в последние годы создано несколько целевых телеканалов. Таким образом основная масс современных телезрителей – это представители старшего или среднего поколения, т. е. люди пенсионного или предпенсионного возраста, которые в будние дни в среднем проводят у телевизора около 4 часов в день. Представители активных и работающих людей смотрят телевизор в среднем 3,2 часа в день. Дети, подростки и молодые люди смотрят телевизор еще меньше – 2,7 часов в сутки. Что касается тенденции к расширению сети каналов, специализирующихся на определенной тематике, то это носит сегодня общемировой характер. В некоторых развитых странах очень ограниченное количество эфирных каналов, все остальные — нишевые. Можно предположить, что в недалеком будущем аудитория нишевых телеканалов и в России будет составлять большинство.
Декан философского факультета Крымского федерального университета имени Вернадского Олег Габриелян и профессор Алматинского института энергетики и связи Ибрагим Сулейманов рассказали о сущности и перспективах трансформации экранной культуры. По словам учёных, на современном этапе остро стоит вопрос о необходимости преобразования экранной культуры в новое качество, отвечающее представлениям о высоком искусстве, обладающем интеллектуальной, в том числе, философской, насыщенностью.
— Средством осуществления такой трансформации может и должно стать привнесение соответствующих концептов в идейную основу высшей школы, — рассказал Олег Габриелян. — Основой подходов, позволяющих осуществить переход к высокой экранной культуре, могут стать воззрения деятелей культуры Серебряного века, в частности Скрябина, предложившего концепт Мистерии как некоего синтетического действа, способного, в том числе, трансформировать сознание человека средствами искусства, наполняемого философским содержанием. С точки зрения общих представлений об эволюции социума, это, в том числе отвечает использованию ресурсов надличностного уровня переработки информации. В настоящее время существует возможность трансформировать идеи Скрябина и его современников, не только наполнив их рациональным содержанием, но и обеспечить их воплощение в практику с использованием современных информационных технологий.
В рамках форума эксперты обсуждали вопросы возникновения и этапы развития экранной культуры, ее основные и их особенности, манипулятивные приемы: идеология и спецэффекты, проблема экранизаций литературных произведений в лабиринтах экранной культуры и другие.
Итоговые материалы конференции по решению оргкомитета будут опубликованы в научно-практическом сетевом издании «Индустрии впечатлений. Технологии социокультурных исследований» с постатейной индексацией в РИНЦ.
Эту и другие новости читайте в официальном телеграм-канале Новгородского университета.