Во втором номере «Индустрии впечатлений» исследуются масскульт и фанатские сообщества
30 марта 2023, 15:03 845
Кафедра философии, культурологии и социологии НовГУ подготовила второй выпуск электронного сетевого журнала «Индустрии впечатлений. Технологии социокультурных исследований / Experience industries. Socio-Cultural Research Technologies» (EISCRT).
— Тематическая направленность нового издания изначально ориентируется именно на междисциплинарное исследование субъективных вымыслов и спектра их эмоциональных презентаций, — отметил заведующий кафедрой философии, культурологии и социологии НовГУ Сергей Маленко.
Выпуск открывает работа исследователей из Кубанского государственного университета — Вероники Катерминой и Анны Гнедаш. Авторы представляют исследование, посвящённое изучению одного из ярчайших феноменов массовой культуры — спортивного, сетевого фанатского дискурса. Опираясь на анализ трех наиболее популярных сетевых футбольных сообществ, авторы пытаются определить культурно-значимые концепты коммуникации футбольных фанатов. Современный фанатский дискурс, по убеждению исследователей, полностью соответствует идеологической формуле: «Футбол — это мужская война».
Рубрику «Традиции» открывает статья Юлии Кондаковой. Исследователь из Уральского государственного архитектурно-художественного университета имени Н. С. Алфёрова задаётся вопросом о роли маски как средства модной презентации культурных смыслов. Современная маска, по мнению автора, становится сегодня полноценным символом культуры, поскольку не только является предметом украшения, но превращается уже и в средство защиты, в модный и даже в утилитарный объект.
Гражданская сакральность детства в послевоенном советском кинематографе становится предметом научного анализа Сергея Маленко и Андрея Некиты. Кинематограф изначально формировался именно как «фабрика впечатлений», поэтому использование его как инструмента для визуализации специфической мифологии советского человека становится необычайно эффективным инструментом как в собственно художественном, так и в политико-идеологическом плане.
Аспирант кафедры философии, культурологии и социологии Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого Дмитрий Лосев продолжает рефлексировать над ролью киноиндустрии в формировании образа Сверхчеловека в американских комиксах. Автор устанавливает, что образы супергероев соответствуют традиции мифологии насилия и в условиях современной массовой культуры превращаются в значимый элемент «мягкой силы».
Его коллега, аспирант Илья Сюзюмов, анализирует мифологию будущего в голливудских антиутопических кинопроизведениях начала XXI века.
Представлены работы и ряда других исследователей.
Редакция журнала «Индустрии впечатлений» готова предоставить его страницы для публикации оригинальных идей исследователей в области философии, культурологии, медиа, социологии, педагогики и экономики культуры, искусствоведения, дизайна, деятелей культуры и искусства и других. Всех заинтересованных специалистов приглашают к продуктивному обмену мнениями на страницах издания.