Учёный НовГУ рассказал о малоизвестном значении голубя на куполе Софийского собора
13 мая 2024, 15:22 2384
В ней приняли участие более ста человек – священнослужители, историки, работники музеев, филологи, искусствоведы, педагоги, философы, студенты из 16 регионов России, а также из шведского города Лулео. Площадками работы конференции стали Свято-Юрьев монастырь, храм святого Димитрия Солунского, храм Сретения Господня и Центр монументальной живописи в Антонове.
Исполняющий обязанности директора Гуманитарного института НовГУ Даниил Крапчунов выступил на пленарном заседании с докладом о происхождении голубя на кресте Софийского собора.
— На протяжении многих веков для новгородцев, чья идентичность, была исключительно христианской, голубь был знаком присутствия Святого Духа в храме и в городе, — подчеркнул Даниил Крапчунов. — Но кроме символического, этот голубь мог иметь и прикладное значение, а именно служить дарохранительницей – священным сосудом, в котором хранились Святые дары, используемые для причащения. Подобные дарохранительницы использовались христианами самых разных стран: от Сирии и Армении до Франции и Британских островов. После Тридентского собора, завершившегося в 1563 году, в католичестве постепенно появляются дарохранительницы в виде пирамид и скинии, ставшие потом обязательными. Это могло оказать влияние и на Великий Новгород, имевший тесные связи с западными соседями, и тогда голубь из алтаря мог переместиться на крест на куполе. Время этого перемещения может объяснить появление легенды, связанной с фигурой Ивана Грозного: что голубь на кресте собора – птица, окаменевшая от ужаса, увиденного при расправе Ивана IV над новгородцами, и когда она улетит, тут городу и придёт конец.
В этом году конференцию посвятили 300-летию со дня рождения святителя Тихона Задонского, 225-летию со дня рождения Александра Пушкина, 200-летию со дня рождения протоиерея Николая Богословского, а также Году семьи. Многие доклады были посвящены теме семейных отношений в православной культуре и русской словесности. Профессор кафедры филологии НовГУ Дарья Терешкина рассказала о теме семьи в сочинениях Тихона Задонского.
— Будущий святитель Тихон принял монашество в молодом возрасте и рано остался сиротой, взяв на себя попечение о младших братьях и сестрах, — отметила Дарья Терешкина. — Тема семьи в творениях святителя вполне ожидаемо отражена именно с позиций «вертикальных» связей: отца и детей, обязанностей младших по отношению к старшим и должного поведения старшего по отношению к духовным чадам. Примечательно, что эта модель не совсем согласуется с мирским пониманием семьи с преобладанием «горизонтальных» связей, но именно она постулирует воспитание как духовное совершенствование человека при обязательном условии наличия сыновней и отцовской любви.
Также на пленарном заседании прозвучали доклады о знамёнах крестоносцев на сирийских фресках XIII века, пушкинских завещаниях, социо-религиозной антропологии Русской Идеи и другие. Далее работа продолжилась по секциям: «Словесность», «Искусство», «Просвещение», «История».
Организаторами конференции выступили правительство Новгородской области, Новгородская митрополия Русской православной церкви, Новгородский университет, Новгородский государственный объединённый музей-заповедник.
Эту и другие новости читайте в официальном телеграм-канале Новгородского университета.
Рубрика: