В НовГУ рассказали, почему ёлка — мистический образ
30 декабря 2022, 16:28 716
На собрании Русского общества НовГУ с лекцией «Традиции празднования Нового года в России по данным этнографии от XIX до XXI века» выступил исполняющий обязанности директора Гуманитарного института Даниил Крапчунов.
— Новый год — последний традиционный русский праздник, который широко отмечается, — рассказал Даниил Крапчунов. — В Новый год мы соединяемся с миром прошлого, миром предков, миром потустороннего, а главным инструментом этого соединения является ёлка. Это неплодоносное дерево у всех народов имеет мистический образ. У некоторых народов ель — дерево жизни и смерти, непрерывности бытия, именно оно и связывает мир прошлого и мир будущего.
По словам Даниила Крапчунова, новый год в России начали праздновать 1 января при Петре I, не отменяя церковный Новый год, который отмечался в сентябре. Во время этого праздника проводили колядки и гуляния, жгли костры, солому и устраивали гадания. Он сочетает в себе черты всех традиционных русских праздников. С 1925 года с ёлками начинали бороться, Рождество сделали днём труда, а тех, кто украшал это дерево дома стыдили, Новый год — пережиток империализма. А с 1936 года Новый год стал советским праздником и обязательным атрибутом страны, фабрики начали выпускать игрушки с изображением Сталина и Ленина, верхушку ёлки начали украшать звездой.
Прямую трансляцию с лекции можно посмотреть в группе Русского общества НовГУ.